Беседы со священником

Раскрытие понятия зла в беседах с прихожанами

Дорогие отцы, братия и сестры!

Я публикую этот материал на тему сложнейшего вопроса нашей жизни – раскрытие понятия зла. Это обычная, в сокращенном виде,  моя лекция катехизаторских бесед и воскресной школы, построенная на мыслях святых отцов, которая не претендуют на полную истину по этому богословскому вопросу. Но, призывает нас еще раз задуматься: что же есть зло и как ему противостоять?

Современный человек рассуждает о происхождении зла очень странно. Когда с ним случается несчастье, то он обвиняет в этом Бога, дескать, за что так наказал?! Когда совершает явный грех, идя открыто против своей же совести, то устраняет Бога из своей жизни, дескать — это мое дело! Из всех религий мира, только христианство дает правильное объяснение в причинности зла и его влиянии на человека. Часто люди далекие от Церкви категорично замечают: зачем Бог создал зло? Почему допустил стать злым через грехопадение человеку? По какой причине Он не уничтожает зло? Вопросы, на которых порою строятся убеждения современного атеиста, оправдываются грехи, отвергается покаяние. Действительно – что же есть зло? Где его начало? Ведь невозможно заставить себя стремиться к добру, если ты не знаешь его отличия от зла. Уже с самого начала Ветхий Завет нам открывает благое, т.е. доброе творение Богом мира:   «хорошо весьма» (Быт 1. 31). Очень важно остановиться здесь на сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт 1. 27). Образ Бога в человеке – это наделение его разумом, бессмертием и свободной волей. Разум человека имеет творческое происхождение свое, способное воспринимать тайны Божьего творения и это особо подчеркнуто в Священном Писании: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт 2.20). Адам, нарекая имена, понимал их сущность, т.е. предназначение в замысле Создателя мира.

Первоначальное упоминание зла мы находим в заповеди послушания, которую Создатель дает первому человеку: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 16-17). Обычно, всех интересует: почему Творец запретил прикасаться к знанию разницы добра и зла? Давайте отвлечемся от библейской истории грехопадения и посмотрим на познание современного человека в опыте соприкосновения со злом. Оказывается, что зло не может быть определено человеком без опыта страдания личного. Конечно, мы можем из знания опыта других, в определенных характеристиках зла говорить о нем. Но, только личное восприятие страдания, дает безошибочный вывод. Например. Мы встречаем в своей жизни нового человека, внешне он приличный, воспитанный, умный. Проходит время общения, и, определенные негативные действия его к нам, совершенно меняют наше первое впечатление о нем. Допустим, он нас обманул, как часто бывает — подставил, или, что-то похитил. Наше разочарование и негодование, от получения страдания – есть психологическая реакция на неприятие зла. Бог знал, что зло познается только этим путем, путем потери блага, и ощущением именно страдания. Действительно, чего не хватало Адаму в Раю?! Но, он не представлял, что значит жить вне Рая, вне общения с Творцом своим! Очень хорошо передал состояние Адама преподобный Силуан Афонский: «Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Следующий вопрос, который часто возникает у новоначальных: почему Адам и Ева не покаялись сразу в своем грехе? Зачем Адам все свалил на жену свою, по сути на Самого Создателя? «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12). Мы не будем разбирать диалог Евы со змием, а лучше рассмотрим этот вопрос на примере обычной жизни. На самом деле зло, которым, внушая воздействовал на Еву змей, обольщая ее, имеет свойство заражать душу человека. Говоря языком медицины – зло действует как инфекция. Не случайна русская народная поговорка: с кем поведешься, от того и наберешься. Или псалом того же царя Давида:  «С преподобным — преподобен будеши, и с мужем неповинным — неповинен будеши, и со избранным — избран будеши, и со строптивым — развратишися» (Пс.17. 26-27). Зло, которое впервые совершили Адам и Ева через внушение змея, сильно повлияло на состояние душ их. Они не просто вышли из послушания Творцу, а стали неспособными сами избавиться от действия зла уже в их сердцах. Именно поэтому, изгнание из Рая — является следствием невозможности к раскаянию, как исцелению от зла. Мог ли это исправить Сам Бог? Без свободного желания Адама, это бы противоречило свободной его природе, данной Творцом. Теперь мы непосредственно начнем рассматривать происхождение зла с помощью святых отцов.  Св. отцы и учители Церкви единогласно утверждали, что зло не имеет самостоятельной сущности и бытия. В силу этого они отрицательно относились к попыткам возвести возникновение зла к Богу или сотворенной Им природе. Они также отвергали предлагаемое некоторыми еретиками объяснение наличествующего в мире зла, как проявления противоположного и совечного Богу иного начала, чаще всего ассоциируемого с материей. Такое мнение, например, до сих пор имеют многие восточные религии. Если мы зайдем в буддистский храм, то найдем там и статую духа добра, и статую духа зла. В соответствии с преобладающим мнением церковных авторов зло происходит от неправильного использования дарованной разумным существам свободы воли. Святитель Василий Великий отмечал, «что зло не происходит от Бога, поскольку ничто не происходит от своей противоположности». Предельное внешнее зло — адские мучения — «не Бога имеют своей причиной, а нас самих, потому что начало и корень греха находится в нашей воле и свободе». Поэтому злом в собственном смысле слова является грех, который «зависит от нашего произволения» и «имеет свое начало в отпадениях, совершенных по свободной воле». Святитель Василий предлагал такое определение зла: «Зло не есть какая-то живая и одушевленная сущность, но определенное состояние души, противополож-ное добродетели». Святитель Василий различал два вида зла: зло мнимое, т.е. то, что «лишь представляется злом нашему восприятию» (сюда относятся: телесная болезнь, физические раны, недостаток необходимого, бесчестие, утрата имущества, смерть, природные катаклизмы —  и зло действительное, под которым понимаются человеческое несовершенство и грехи. Различие между первым и вторым видом состоит в том, что первое зло не зависит от свободы человеческой воли, а второе — зависит. Первый вид зла играет положительную роль в жизни мира; святитель Василий уподоблял его врачебному вмешательству в течение болезни. Я бы назвал этот первый вид зла просто скорби, как последствие действительного зла. Согласно преподобному Максиму Исповеднику, «зло не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо не имеет ровно никакой особой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть… ни действование, ни движение, ни обладание, ни претерпевание, так, чтобы по природе созерцалось в каком-либо из сущих; оно вовсе не существует во всем этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец, но… зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к цели и решительно не есть что-либо другое». Творение по своей сущности не может быть злым, поскольку зло есть «неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, к [чему-либо] иному, помимо цели», т. е. Бога. Другими словами преподобный злом называет плоды действия по свободе человека с неправильным или ошибочным употреблением разума его. Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Благо есть бытие и источник бытия, а зло — отсутствие блага или бытия». Или вот еще: «Зло есть не что иное, как удаление от блага, подобно тому как тьма есть удаление от света». Сравнение это очень напоминает нам Евангелие от Иоанна, где Бог – свет, а тьма – это зло. Продолжая эту мысль, преподобный Иоанн писал: «Зло не есть какая-либо сущность, ни обозначение сущности, но лишь привходящий признак, или, иными словами, добровольная перемена того, что соответствует природе, на то, что противно природе». Преподобный очень хорошо подметил именно «что противно природе»! Часто ведь плоды зла – грехи, как раз то и оправдывают «природой». Например, блуд или чревоугодие. Подобные мнения излагают многие святые отцы Церкви. Таким образом, мы приходим к главному выводу: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания. Природа зла лежит в нашем неправильном, неразумном употреблении свободы. Не случайно Сам Христос говорит: «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…(Мф.15.19). Становится очевидным, что зло действует и в нас самих, и вне нас, что мы сами одновременно являемся и производителями зла, и его восприемниками. Это имеет серьезные последствия: пребывая в состоянии действия зла, мы, в сущности, не знаем, что есть добро. Мы смотрим на мир через призму своих страстей. Современный Западный мир буквально нам навязывает многие страсти, как некое «благо». Например, отношение к однополым союзам, не как к искажению природы человека, а как к некой «свободе» его.  Подобное мы наблюдаем и в современном искусстве, где часто страсть блуда навязывается режиссерами, как «любовь».  Абсолютным добром является только Сам Бог, как Он есть. Поэтому святые отцы и считают, что познание Бога невозможно без очищения души от страстей, т.е. от зла. «… Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»(Ин.8.12). Очень важно нашим прихожанам объяснить, как происходит воздействие зла на наши души, каким образом можно защитить себя от этого и какие последствия бывают от воздействия зла на человека. Мы не станем зло отождествлять с его производным – грехом. Хотя, конечно, святые отцы часто объединяют эти  два понятие в одно.  Зло воздействует на нас и извне, и изнутри. Воздействие от духов падших – бесов через помыслы и действия других людей в отношении к нам, не вызывает никаких сомнений даже у далеких от Церкви людей. Но, к сожалению, часто это порождает массу суеверий и заблуждений. Чего только стоят хождения по экстрасенсам, да всяким бабкам. С одной стороны, большинство людей знают о влиянии духов потустороннего мира, с другой, готовы «договориться» с духами зла, лишь бы было «хорошо». Странно слышать от современного человека о «кормлении домовых для их задабривания», но, это не редкость. Конечно же, диавол изо всех сил так и склоняет человека быть противником Создателю. Как правило, с помыслов, внушаемых духами падшими, и начинает зло укореняться в душе человека. Если грех – это продукт действия зла, то и бороться со злом нужно подобным образом – начиная с поражения злой мысли. Ибо приняв помыслы, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу зла, и она перерастает в грех. Поэтому бесовские помыслы необходимо отражать. Существует три способа ведения мысленной брани. Первый способ — противостоять помыслам. Приходит к нам злая, гневная или мстительная мысль, но мы понимаем, что это недостойно, и начинаем молиться: «Господи, отсеки от меня этот злой помысел». То есть стараемся противостоять ему своим умом. Этот способ можно назвать законом духовного сопротивления.

Второй образ ведения мысленной брани — воспарять умом выше помыслов. Это можно назвать законом духовного вытеснения. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Захотелось отомстить кому-то, обидеть, сделать какую-то гадость, обидеться — а мы начинаем, наоборот, за этого человека молиться. Или прилепляем свой ум к Богу, воспаряем к Нему, к своему Творцу и Создателю, и начинаем читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». При этом, мы как бы поднимаемся над бушующим житейским морем, и злые помыслы, которые могли бороться с нами, оказываются внизу. Третий способ мысленной брани применяют обычно люди более опытные духовно, кто уже достиг какого-то духовного совершенства и действительно подвизается — это как бы погружение под эти помыслы. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и бесы являлись к нему в келью, а он от изнеможения уже не знал, что ему делать. И Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».  Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о будущих мучениях, о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, когда сам укоряет себя, каждую минуту, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, — это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол. Вот как преподобный говорил об этом: «Злые помыслы мучают гордую душу, и, покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и Создатель, ты видишь – душа моя в терзании от плохих мыслей … помилуй меня». А вот, что говорит о принятых уже душою злых помыслах святитель Василий Великий: «Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им, но выходят из сердца и как бы вырастают из него, проникая в плоть и являясь наружу». Мы не станем углубляться на происхождение греха в слово и дело, но, действие зла не остановленное в самом зародыше, как раз и приводит к самому тяжелому падению человека. Самое эффективное противостояние злым помыслам – это конечно же молитва. Но, в практике священники обычно добавляют не пребывать долго в безделии и читать духовную литературу. Не менее интересно рассмотреть воздействие зла через людей, которых диавол соблазняет нам вредить, а Господь, со Своей педагогической стороны, попускает это действие. Именно на этом часто строят объяснения своих неприятностей люди далекие от Церкви и Бога. Меня «прокляли», мне «сделали», меня «сглазили» — это самые распространенные глупости, с которыми приходят к нам в храмы. Почему так происходит? Если злых духов мы не видим, то, со злом исходящим от человека, мы сталкиваемся повседневно. Преступность современного мира настолько в этом преуспела, что иногда, кажется, как будто  зло просто стало естеством человека. Современный мир потерял страх Божий, утратил голос совести в душе, перестал верить в Бога. Не случайно ведь Спаситель говорил о нашем времени:  «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18.8). Давайте вспомним, с чем начала бороться большевистская сатанинская власть, придя в пределы России? Конечно же, с Богом и Церковью! Реки крови, миллионы невинных и бессмысленных жертв, буквально — стоны от зла, выплеснутого из тысяч и тысяч безбожных душ. Устранив Бога, народ утонул в делах зла – грехах, страданиях и скорбях. Самое ужасное то, что до сих пор, так и не осознал наш народ — зло поражает прежде самого человека, его душу изнутри. Что, именно злые дела – грехи, являются первопричиной нашего страдания и скорбей в земной временной жизни. Не кто-то виновен в наших проблемах, а мы сами, своими злыми делами плодим их для себя. Как же быть верующему, если ненависть от ближнего и проклятия несутся в нашу сторону? Очевидно, зло может воздействовать на нас буквально по адресу. Но, христианин, читая Евангелие находит самое вернейшее средство против этого действия от Самого Спасителя: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф.5.43-45). Как же трудно, а подчас и не под силу современному человеку, выросшему на советских привычках или фильмах про Рэмбо, исполнять заповеданное Христом. Зло побеждается только через милосердие к причиняющему его, милосердие, как плод добра, как производную от любви, открытую нам Спасителем: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»(Ин.13.34). Любая ссора между ближними побеждается через это послушание Христу: ненависть к соседям, ссора семейная, неприязнь к обидчику и многое другое из обычной жизни общества людей. Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло нужно предоставить Господу. Только Сам Создатель может судить поступок человека и меру его наказания. Только одному Ему открыта душа, и обидчика, и обижаемого. Вся история Российского государства буквально пропитана примерами добрососедства и всепрощения. Русский народ, встав на христианский путь, всегда владел этим искусством незлобия, чем до сих пор удивляет весь мир. Я, как то исповедовал, престарелого ветерана войны. Его внук, женившись на русской немке, оказался в нынешней Германии. Я поинтересовался: как он это воспринимает? Но, был поражен добродушием к немцам, с которыми он лицом к лицу сражался за свободу своей страны, видел собственными глазами горе, причиненное этим народом, но, сумел не озлобиться. Умение прощать – это духовный подвиг христианина, который мы все реже и реже, видим сейчас в обычной жизни. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»(Мф. 6.14-15). Святые отцы особенно подчеркивали это средство против зла, исходящего от других. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь хочет, чтобы мы были кротки к виновным, непамятозлобны к согрешающим против нас; прощением их, приобрели прощение себе, и сами приуготовляли себе меру человеколюбия». И, вот еще от святителя: «…кто простил грехи, принес пользу своей собственной душе и душе того, кто получил прощение…». К сожалению, грех для большинства людей чаще воспринимается только как поступок. На самом деле, грех – это уже болезнь души. Если он становится частым, то переходит в хроническое состояние – страсть. Термин «первородный грех Адама и Евы» обычно в богословии отождествляют с нарушением заповеди послушания – вкушением с запретного древа. Но, на самом деле, нарушение заповеди послушания стало только первым соизволением их со злом. А, вот нежелание в этом раскаяться при встрече с Богом – это и есть первый плод зла – грех. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3.9-13). Вот что говорит о грехе преподобный Ефрем Сирин: «Растление грехом служит к пагубе, потому что, проникая скрыто в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет действие свое, подобно закваске, с ног до головы». Святитель Григорий Нисский так говорит о грехе: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому как и болезнь, и уродство не от начала в нашей жизни, но составляют противоестественное явление, так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра…». Таким образом, мы видим, что грех – это болезненное, неестественное состояние души человека, которое разделяет человека с Богом и делает его рабом зла. Гордость современного человека настолько помутнила ему разум, что он стал хвалиться своими грехами, выставлять их на показ обществу, безумно доказывая, что это есть «хорошо». Постепенно душа перестает слышать свою совесть, она ожесточается и буквально погружается в степень полного озлобления, что и становится преддверием ада. Мы видим, сколько горя на самом деле это порождает и самому несчастному, и близким к нему людям. В недалеких 90-х,  я отпевал как-то впервые в своей практике служения молодого наркомана умершего от передозировки наркотиком. У гроба стояли его родители и другие сродники, но, что поразило меня тогда – не единой слезы я не увидел ни у кого. Они пережили такое зло от его жизни в их семье, что смерть парня не приводила их даже к мысли о скорби. Покаяние – единственное средство от болезни греха, так пишут все святые отцы Церкви. Покаяние – как обращение к врачующей деснице Самого Творца, знающего все наше злое нутро. Без помощи и милосердия Которого, человек просто не в силах вырвать из своего сердца этот росток зла. Послушаем вновь преподобного Силуана Афонского:  «Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои». Тема смерти не сходит с арены философской и богословской мысли человека уже с незапамятных времен. Смерть — есть последнее проявление зла в этом мире. И одновременно смерть – это изначальная перспектива существования человека, как печать греха нашего прародителя Адама, которая лежит на человеческой жизни с момента рождения. А смертная агония – высшая степень страдания человека. И потому можно сказать, что проблема зла – это проблема смерти и смертности человека, недаром одним из величайших проявлений зла считается убийство человека человеком. Как и раньше, человечество ищет средство от старения и самой смерти, но, все напрасно. Смерть близких потрясает, приносит страдания, возмущает, и, самое ужасное –  вызывает порою панический страх у человека. Она не щадит ни старых, ни юных, ни здоровых, ни больных, никого не обходит стороной. Почему же страх перед грехом, как производной зла, заглушается силой страсти, а страх перед смертью не гаснет даже у верующего в вечную жизнь?  Христианское отношение к смерти коренным образом отличается от того понимания смерти, которое можно назвать языческим. Ибо мы спасены смертью – смертью Богочеловека. Святые отцы учат, что смерть попускается Богом тогда, когда человек совершил все возможное для своего спасения души. Когда, душа исчерпала весь свой духовный потенциал в добродетели, или, стала совершенно «готовой» к встрече с долгожданным Создателем. Из содержания Евангелия мы видим, что предстоящая смерть на Кресте довлела даже на Спасителя мира. Гефсиманский подвиг Христа нам раскрывает замечательно святитель Иннокентий Херсонский:  «Что же было в этой ужасной чаше и делало ее настолько нестерпимой и гнетущей в настоящие минуты для Самого Подвигоположника спасения? Обыкновенный, естественный страх мучений и смерти? Так думали и думают многие, но без твердого основания. Справедливо, что мучения составляют великое искушение для всякой плоти человеческой; неоспоримо и то, что мучения должны были быть несказанно более тяжки для пречистой плоти Искупителя человеков, которая, как непричастная греху и расстройствам, от него происходящим, как соединенная притом естеством с самым Словом Предвечным и отсюда черпавшая всю полноту совершенств телесного бытия, естественно, особенно отвращалась от всякого насилия и терзания и была стократ чувствительнее к мучениям. Но, с другой стороны, разве не шли многие из последователей Христовых на самые жестокие мучения с радостью и не переносили их благодушно? Ужели же не хватило бы мужества для перенесения телесных страданий в Том, от Кого все прочие страдальцы почерпали свое мужество? А что всего важнее в настоящем случае, кто сказал, что Богочеловек скорбит смертельно в саду Гефсиманском именно от страха одних мучений и одной смерти, а «не другого чего-либо большего»? Сам страждущий не говорит этого: Он молится только: «да мимо идет чаша» (Мф. 26.39) «и час» (Мк. 14.35); — выражения, которые означают вообще все мучительное и ужасное. В чем же именно состояло теперь это мучительное и это ужасное? Если нельзя исключить из него обыкновенного страха мучений и смерти, то нельзя и ограничивать его этим страхом уже потому, что крест Иисуса был не крест только Учителя истины, умирающего за верность Своего учения; не крест только гонимого Праведника, умирающего в сладком сознании Своей невиновности, а крест Того, Кто не на словах только, а на самом деле принял на Себя все грехи рода человеческого, Кто не именем, а делом соделался за нас предметом гнева небесного, самой клятвы законной … Это, говоря без всякого преувеличения, было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей. Одни страдания совести, большей частью вовсе забываемые при размышлении о страданиях Сына Божьего, должны иметь лютость мучений адских. Ибо если самый грубый человек изнемогает нередко от терзаний пробудившейся совести, мучимый представлением одной его греховной жизни, то какое мучение должно было быть для пречистой души Богочеловека, когда она в сознании своем представила себя покрытой грехами всего мира и в таком виде, со всей тяжестью их, должна была идти для искупления их своей кровью на крест?.. Это-то самое, то есть что чаша предстоявшего страдания и смерти была растворена, преисполнена грехами человеческими, проклятием закона и гневом небесным, делало ее такой ужасной и мучительной». Смерть Спасителя на Кресте поражает зло в самое его сердце, отбирая у диавола власть над человеком и давая нам возможность побеждать Его силою зло в самом человеке. Мы спасены Крестом Христовым! А Крест Богочеловека – не только вершина Его земного пути, шествуя которым Он разделил судьбу человека – разделил с нами все последствия зла, кроме самого зла. Крест Христов – это переживание человеческой смерти как высшего зла и последнего врага человека. Часто нас спрашивают: почему смерть попускается Богом невинным младенцам? Действительно — младенец чист, легко прощает, быстро начинает доверять, искренне может любить. Но, смерть не щадит никого! Нельзя думать, что только по грехам родителей Господь отнимает жизнь у их чад. Смерть для младенца – это переход в Царствие Божие, порою совершенно не познавшего зла. Посему, страдание таковых должно подвигнуть взрослых задуматься над своей собственной греховной жизнью. Богом это попускается лишь с одной целью – разбудить человека от греховного дремания, встряхнуть его душу. И в заключение. Познанием добра и зла становится для человека вся его земная временная жизнь. Мы можем в течении этой нашей жизни не раз ошибаться, спотыкаться и даже падать. Но, Господь, зная наши внутренние устремления души к поиску правды – смысла своего бытия, к желанию истинного Блага и справедливости, по сути — поиска Самого Создателя, всегда ищет способы открыть нам Себя. Невозможно приблизиться к Нему нам, пока зло живет в нашем сердце, потому что несовместимы свет и тьма, Добро и зло, диавол и Творец мира. Если человек придет к этому своим разумом и приложит свою свободную волю против чуждого ему внутреннего состояния, то он выйдет победителем в этой битве за его бессмертную душу, битве между Богом и падшими духами зла. На мой взгляд, тема добра и зла очень важна в современной приходской жизни. Простой прихожанин нашего храма не читает богословские труды наших святых отцов, редко посещает богослужение и еще реже слышит проповедь священника. Его мало интересует вечная жизнь, потому что он не понимает совершенно что с ним происходит в нынешней – земной, когда зло буквально вживается в современный мир. Оно становится привычным, что очень трагично, состоянием целых поколений христианских народов Западной Европы. Россия – последний форпост на пути гибели мира, последняя надежда на пробуждения человечества от греховного сна. И, во многом, именно от нас зависит, куда склонится чаша весов выбора между Богом и диаволом, между Добром и злом.

Христианство и язычество

index57

Апостол Павел говорит язычникам афинянам: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего — то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния Святых Апостолов 17:23).

28 июля по новому стилю, в день Равноапостольного великого князя Владимира, празднуется 1025-летие крещения Руси. Современная история России показывает нам, насколько мы далеки от христианских идеалов как  общество, и, насколько наш народ погряз в языческом мировоззрении. На недавно прошедшей в Омске всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам язычества, митрополит Омский и Таврический Владимир заметил в своем слове: «Дело Крещения Руси не завершено» и, это настолько очевидно сегодня, что нам приходиться сталкиваться с этим явлением не только вне церковной жизни, но и в среде своих прихожан. Как перестать быть язычником, как, даже исповедуя Православие, оставаясь формально в Церкви, исполняя все внешние ее обряды и предписания, не оказаться настоящим богопротивным язычником? Ведь нам сказал Сам Спаситель: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21). Разъяснить обычные виды проявления язычества в нашей христианской жизни мы попросили настоятеля Таврического Свято-Успенского прихода протоиерея Олега Наумова.

— Отец Олег, вот уже прошло 25 лет, как наша Русская Православная Церковь практически открыто ведет просвещение своей паствы, но, к сожалению, народ еще очень далек от Христа. А язычество проявляется на каждом шагу, только включи телевизор и сразу это видно. Как разглядеть его, что вообще есть современное язычество, куда оно ведет общество?

— Давайте немного вернемся в историю Крещения Руси. Часто, сегодня, почему то забывают о том, что приобрела земля Русская после того, как великий князь Владимир начал крещение ее? С Крещением Руси, мы получили очень ясное религиозное направление  — христианство – путь духовного самосовершенства через покаяние. Появилась письменность в единообразии всех славянских земель. Наконец, самое важное – вечная жизнь становится главной идеей развития всего русского народа, именно это сейчас мы и утратили в обществе нашем, государстве. Вот теперь нам легко увидеть в сравнении с этими доводами, что в нас ныне языческое. Современный наш народ практически не верит в вечную жизнь, он настолько увлечен материальными благами и удовольствиями, что ему «не до Царствия Божьего». Главное, по мнению подавляющего большинства, «чтобы было здесь все хорошо», построить «царство божие» здесь, на земле! Язычник он служит миру сему, своим страстям, своей плоти, своим идолам. И, если во времена князя Владимира приносили человеческие жертвы идолам, то ныне приносят свои бессмертные души к истуканам удовольствий и богатства! Путь языческого общества, а именно таковым является западный либерально-демократический путь – это путь не к Творцу, а в бездну ада. Посмотрите, что творится сейчас в Европе, некогда в христианских государствах, там добро подменяется явным грехом. Причем, открытое ощущение безумия, которое принимается за свободу! Вот он, путь язычества – тьма.

— Батюшка, чем мы, прихожане Церкви, приобщаемся к язычеству?

— Сложность в том, что настоящий язычник не обязательно может быть атеистом. Но, если я смотрю на Христа только потребительски, с точки зрения полезности в земной жизни – то, это путь не к Богу, а от Него. Ну, вот посмотрите, приходит крещеный человек в храм помолиться о какой-то беде. Если после удачного исполнения его прошений он остался таким же, далеким от Христа, не благодарным, то, значит он не проявил себя, как истинное чадо Спасителя, он только «эксплуатировал» Бога. Еще одна наша проблема – это масса различных суеверий околоцерковной жизни. То — «грех» задувать свечи, то — «нельзя» открывать окна в доме где покойник, то — в храме можно «проклясть» поминовением за упокой, кто-то боится «сглаза» и «порчи» прямо в церкви, то — «не через то плечо» повернулся батюшка на службе и таких глупостей огромная масса. Мы не знаем простейшие христианские понятия: о всемогуществе Бога, об умении прощать, о милосердии Творца к любому кающемуся грешнику. Да, главная причина — это безграмотность в духовных вопросах. Нужна настоящая апостольская работа с людьми, а для этого мало желания священника, нужна и жажда познания самих прихожан. Порою люди ходят в храм не один десяток лет, а на вопрос «какой твой Бог», ничего сказать не могут и, это печально. Вот всякие суеверия легко запоминаются, а основы веры, увы, не знаем. Сейчас стало модным паломничество по святым местам, куда только не ездят православные. Но, если мы, даже это, благое дело превращаем в спорт или в туризм, оставаясь без изменений состояния души, то это тоже бесплодное язычество. Недавно появилась такая странность, как молитва «по согласию». Это, когда группа верующих молится одновременно о ком-то или о чем либо. Так вот и здесь, искажая слова Христа, доходят до таких глупостей, как начать эту молитву в «один и тот же час», дескать, тогда Бог точно «услышит»! Еще многих священников беспокоит увлечение чудесами. Меня как то спросили в другом приходе: «а у вас иконы не мироточат»? А я ответил: «а зачем»?! Апокалипсис нам четко ведает, что антихрист прельстит людей именно ложными чудесами. А кого он прельстит? Конечно язычников! Видите, как порою трудно разобраться даже в приходской жизни.

— Вот вы сказали, что не все язычники атеисты. А чем они отличаются в своей вере?

— В первую очередь язычник не верит в Бога, как личностное Существо. Обычно для него «бог» – это природа, сила, космос и так далее, но не Личность Творца вселенной. Отсюда проявление многобожия или приравнивание сил добра и зла, Бога и диавола, что особенно развито у восточных религий. Для язычника характерен мистицизм и магизм, страстное увлечение законами вечного мира духов, и желания либо «овладеть» его знаниями, либо «подчинить» его себе. Отсюда вытекают чрезмерное увлечения у верующих экзорцизмом  — изгнанием злых духов, занятия спиритизмом – вызыванием душ умерших, гаданием, лечением у колдунов, сатанизмом и другими явлениями. Порою просто удивляет человеческая глупость  вере гороскопам или поклонение животным нового года. Суеверие, оно ведь приводит всегда к страшным последствиям, а люди так и не спешат ко Христу. Кто-то целенаправленно ищет древнее славянское язычество, тянется к «старине» к «ведам». А, на самом деле, становится исторически «первобытным» и удаляется от истины. Если язычник даже и верит в потустороннюю жизнь, он все равно видит ее материалистически: кладет покойнику в гроб сигареты или спиртное, кидает в могилу деньги для «выкупа места», идет на могилу умершего следующим днем, чтобы «накормить его». Порою, неграмотные духовно старушки на похоронах придумывают целые церемонии — «как правильно сделать» или «какой покойник закроет ворота кладбища» — это у них означает «перестанут умирать». На могилах пьют спиртное, чтобы «весело было покойнику» в другой жизни, у гроба ставят стакан с водою и куском хлеба и, можно еще долго перечислять чудачества темноты языческой от «верующих и крещеных» людей.

— Отец Олег, но ведь сейчас столько книг, православных газет, телепрограмм, неужели люди совсем не интересуются своей верою?

— Христианство – это труд над собою с помощью знаний основ веры и опыта отцов Церкви. Это — еще и крест, научение терпению и жертвенной любви христианской. А, современный человек – это эгоист самовлюбленный. Вспомните, какими представлял людей на земле апостол ближе к последним временам?!  Равнодушие к ближним и безразличие – это главный плод современного язычества. Очень трудно сегодня привить жертвенность человеку, а без этого и нет Христовой любви в сердце! А знания из источников информации сами по себе, без любви ради Господа – это пустота, бесплодие! Посмотрите, как порою «с жира бесятся» богатые, несчастные, никчемные. Но, Господь пока все ждет и терпит нас.

— В завершение, батюшка, какой «рецепт» вы посоветуете от болезни язычества?

— Читайте историю своей Русской отчизны, в ней столько поучительного, столько спасительного и назидательного для православного христианина. Изучайте основы своей веры и претворяйте их в жизнь. С одной стороны человек должен быть прост, как учил Христос, с другой – необходима мудрость для преодоления козней от диавола. Ведь язычество – это его, падшего ангела, тьма. И, пока мы не научимся доверять Богу и Его Церкви, критикуя всех и всюду, ничего кроме ошибок и скорбей не ожидает нас в жизни.  Вот Господь к нам и зовет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11.25-26).

                                 

                       Православие и атеизм

— Отец Олег, в последние месяцы резко обострились отношения верующих и ярых, нетерпимых атеистов. Достаточно вспомнить количество спиленных  и оскверненных крестов по всей России, что уже коснулось и нашей епархии – осквернение поклонного креста возле Госуниверситета.  Насколько это серьезное противоборство, по-вашему мнению, и как вы советуете своим прихожанам на это смотреть?

— То, что происходит по разным концам России — есть проявление скрытой агрессии явных безбожников в отношении к вере, толчком к которой послужила провокация бесстыдниц в Храме Христа Спасителя в Москве. Нельзя наивно думать, что возрождение веры в нашей стране нравится совершенно всем, увы, это далеко не так. Не нужно думать, что все вчерашние атеисты вдруг стали верующими, это тоже не верно. Достаточно посмотреть на площади возле всех администраций наших районов, чтобы увидеть, что один из главных атеистов – Ленин, стоит на своем старом месте. Поэтому в душах миллионов людей пожилого возраста он и теперь «живее всех живых»! Но мы с вами видим, что и безбожная нынешняя уже молодежь, которая себя не относит к верующей, продолжает идеи прошлой революции, желая все опять сломать. Мы можем смело заключить — диавол не изменил своих принципов в разрушении душ человеческих. Вы знаете, я после той провокации в Храме Христа Спасителя, оказался  в одной светской крупной организации в Омске. Так вот меня удивила реакция на это происшествие простых невоцерковленных  и даже неверующих людей — они были крайне возмущены. И, я с ними полностью согласился – если ты неверующий, то иди своей дорогой мимо храма – тебя это не должно касаться! Но, западная журналистика сумела так раскрутить пиар вокруг этого святотатства,  что дрогнули мнения даже части нашего «прогрессивного» духовенства, относительно справедливости приговора кощунницам.  Мы уже раньше сталкивались с попытками срыва богослужений в нашем храме и поступали просто – выставляли из церкви тех, кто приходил с такими намерениями и иногда с применением силы. Не знаю, как там намеривается известный протодиакон защищать свой храм от подобного, но лично я, если не имеет сил и полномочий сделать это государство, вмести со своими прихожанами, буду защищать наши святыни всеми доступными средствами.

1

— Батюшка, но ведь реакция на предложенные Думой поправки в законодательство, тоже не однозначная среди верующих?!

— Да, конечно, я только вчера читал мнение в интернете одного священника, с привидением массы цитат из Евангелия, призывающих прощать «все», в том числе и оскорбление «религиозных чувств верующих». Но, не нужно все сваливать в кучу! Никто не говорит, что нужно бежать в суд, если лично тебя оскорбили в спину или в лицо, прощай по Евангелию! Этот термин — оскорбление «религиозных чувств верующих», который многих смутил, относится именно к осквернениям святынь – храмов, крестов, икон и т.д. Если кто-то публично сжигает Евангелие или Коран – то это преступление, а отнюдь не демократия. Читай Вольтера или там Маркса, мы не против, но, не трогай наши святыни! Если государственная власть никак не отреагирует на последние события беснования некоторых безбожников, то всё может зайти слишком далеко, это не 17-ый год и не времена большевиков, мы так просто попирать свою веру не позволим. Да, я и не думаю, что многие православные христиане поддержали протодиакона Кураева, который странным образом сидел в известной передаче на телеканале «Вести» в обществе безбожника Сванидзе, выступавшего в дискуссии против предложения депутатов защитить наши храмы от кощунства. Депутаты всех фракций поняли, что надо что-то делать, и это уже удивительно! А, кто-то, не понятно зачем, пиарится со своим «особым мнением».

2

— Отец Олег, буквально на днях, в Государственной Думе хотят предложить ввести в учебники средних школ кроме теории происхождения мира по Дарвину, Библейскую историю Сотворения мира. Как, по-вашему, будет проходить продвижение этой задумки законодателей?

— Конечно, ребенок должен знать все взгляды на появления мира и человека, это свобода выбора каждой личности. Но, я не думаю, что стереотип дарвинизма так будет просто победить даже среди самих преподавателей. Атеизм у многих из них далеко укоренился в сознании, так что выбирать самим детям с их взрослением. Мы прекрасно видим, как многим школьникам в нашем регионе буквально навязали в 4-х классах предмет «светская этика», а родители как-то пассивно делали свой выбор.

3

— Почему, по-вашему мнению, так обострилась реакция неверующих на современную жизнедеятельность Церкви в обществе?

— Мне кажется, Церковь более явно и громко стала обличать человеческие пороки в обществе. А, общество, как хорошо видно, материально жить стало намного лучше – это истинно так! Именно материальное благополучие, без страха перед Богом за содеянное, породило: корысть и взяточниство, равнодушие и бюрократию, зависть и обман, блуд и содомию и т.д. Чтобы успокоить совесть душа грешника, если она вне Бога и покаяния, ищет любую возможность усмирить обличающую совесть. Самозащита грешника нераскаянного простая – это найти недостатки в самой обличающей стороне – Церкви. Вот откуда нападки сначала на Патриарха, потом повышенное внимание к дорожным происшествиям с духовенством, а дальше и на все устои самой Церкви. Падшие силы зла и отец лжи — диавол, делают все возможное, чтобы свет Христов не обличал тьмы – греха. Не нужно также,  сваливать все на Запад, который это все происходящее спонсирует в России. Это — плоды безбожной советской власти – неспособность отличить доброе от злого.           

Мы, когда то самые первые в нашей епархии решили поставить поклонные кресты на въезды в поселок Таврическое, название которого от греческого «ставрос», так и переводится — «крестный». Но, как  много было противников, как среди мусульман, так и атеистов. Объяснялись со всеми сторонами, слава Богу, убедили, что это сделано было только для православных!

4

— Батюшка, недавно православные верующие вновь подняли вопрос о захоронении тела Ленина, и даже организовывался Крестный ход по Красной площади. Насколько это принципиально для Вас лично?

— Я уже говорил: «Ленин и теперь живее всех живых» — вот этот пресловутый лозунг коммунистов, живет в сердцах многих, даже относящим себя к «верующим». Надо поступать здесь каждому верующему по Евангелию – «смотреть по плодам» человека, а плоды дел этого безбожника, увы, очевидны — слишком сатанинские: разрушенные храмы, казненные тысячи из духовенства и просто верующие, разрушенное крестьянство и т.д. Что нужно еще прочитать или услышать, кроме его слов: — «террор – это средство для убеждения», чтобы понять – что это настоящий террорист и насильник большевицкой смуты?! Если современные коммунисты в лице Зюганова изменили свое отношение к Церкви, то пусть делом докажут это. Например, освободят место, под Ильинский собор в Омске, и перенесут памятник «вождю пролетариата» на свою территорию. Поэтому, пока мы, как общество не изменим свое отношение к этой личности, наша страна не изменится к лучшему.

5

— Отец Олег, еще один наш региональный вопрос – сооружение памятника адмиралу Колчаку. Как Вы лично относитесь к этому?

— Я не являюсь поклонником «белого движения» настолько, чтобы видеть в его руководителях «героев или защитников России». Увы, сначала было свержение Богом данной монархии, в котором проявили себя очень многие основатели «белого движения». Да, наверное, в какой-то мере, Колчак осознал, что они натворили в России, и пытался как-то это исправить, борясь с богоборческой властью большевиков. Но, вот Господь то не дал им победы, а значит попущенное Им поражение  «белого движения» — это наказание за отступление от веры и предательство Царя. Можно почитать воспоминания святителей, которые уходили с Врангелем через Крым, чтобы узнать о том, как много было безбожников среди генералитета белых. Для нашего региона выдающуюся роль сыграл Столыпин, как, по сути – основатель наших Сибирских просторов. Его память, лично мне ближе, чем адмирала Колчака.

6

— И последнее, возвращаясь к теме беседы, как Вы находите взаимоотношение с атеистами у себя в районе?

— Я никому никогда не навязываю свои убеждения среди тавричанцев, но в тоже время, всегда говорю правду тем, кто пытается безбожие смешивать с простым атеизмом. Атеизм, если он конечно не «воинствующий»,  — это мнение неверующего человека, с ним нужно считаться. Нельзя ко Христу вести силой, но, и атеист не имеет право богохульствовать в отношении тех, для кого религия – это смысл всей земной жизни. Бывает, придешь о чем-то просить начальника, а он неверующий. Вообще, явных безбожников не так уж и много среди нас. Начинаешь с ним общаться и выясняется, что он просто не знает ничего о православии. Поэтому, если человек сам тянется к вере, то я помогаю ему на этом пути. А, если совсем отрицает Бога, значит — не созрел еще и я в душу не лезу к таким.

Домашняя церковь

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»(Мф.19.14).

 — Отец Олег, есть мнение, что детей необязательно начинать воцерковлять с младенческих лет, а делать это нужно с момента «осознания ими того, что происходит в церковной жизни», особенно в таинствах церковных. Насколько можно соглашаться с таким подходом воспитания маленьких христиан?

— Все зависит от духовной жизни самой семьи, насколько воцерковлены сами родители дитя. Если мама с папой сами редкие гости в храме, то и понятно, какая будет польза от причастия их чада – малополезной. Другое дело, когда вся семья воцерковлена, тогда ребенок питает ту же благодать в храме, что и родители. Иногда бабушки, по своему усердию, подносят или подводят к чаше, например, внуков из буквально неверующей семьи, и долго потом удивляются, почему ребенок не хочет причащаться. А причина тому — их маловерующие взрослые дети.

Мне думается, что чем раньше ребенка приобщить к храму и таинствам Церкви, тем просто легче его воспитывать и приучать к христианским основам жизни. Ждать полного осмысления всех глубин веры можно всю юную жизнь и так и не дождаться. Нужно учитывать, кроме воли человека, ещё и действие самой Божественной благодати, на душу маленького христианина. Я категорично не согласен с известным мнением профессора А.И.Осипова о «ненужности и недопустимости причащать младенцев и детей», все зависит от духовного состояния семьи. И, в подтверждение,  могу привести из практики просто массу примеров, доказывающих полезность раннего воцерковления.

Батюшка, как часто и на сколько долго нужно приводить ребенка в храм?

— Желательно приучать младенца пребывать в храме сначала вне богослужения, познакомить его со святыней, когда в церкви немного людей. Если ребенку 4-6 лет, то ему необходимо показать те места в храме, куда нельзя вообще заходить и обязательно пояснить почему.  Научить правильно входить в храм и прикладываться к иконам, ставить свечи и молится возле образа. Затем, после нескольких таких ознакомительных встреч с Богом, можно и привести в первый раз на службу, где то ближе к середине её. Первый раз не стоит сразу ребенка вести причащаться, особенно если ему меньше 4-х лет. Необходимо подвести его к этому только с желанием на примере других детей и самих родителей. А то бывает, родители делают это с принуждением, в таких случаях я не причащаю и объясняю причину родителям. Если ребенок неспокойный по своему темпераменту, особенно мальчики бывают такие, то ко причастию можно приводить уже в конце службы. Бывает и такое, когда младенец совсем не переносит храма, и, как правило, мы находим причины этого в жизни его родителей. Ребенок — он как «лакмусовая бумажка», будучи наследником достоинств и недостатков, отражает духовное состояние отца и матери. Это реакция его на ангельский мир, снизходящий в храм во время богослужения. Из наблюдения за этим, легко корректировать духовную жизнь семьи священнику.

— Отец Олег, как сохранить у ребенка веру в подростковый период?

— Переосмысление взглядов подростка на жизнь – это непростой период для даже воцерковленной семьи. Подросток находит массу причин не ходить в храм, не читать молитвенное  правило, не поститься, да еще и видя вокруг поголовное игнорирование церкви среди сверстников. Не просто сохранить те принципы понимания добра и зла в рамках заповедей, которые ребенок принимал по своей простоте в юном детстве от родителей. Если в семье живет дух христианства по-настоящему, на деле, а не по книжкам, то все пройдет без особых потрясений. Другое дело, когда формально мы в храме одни, а у себя дома с близкими, совсем другие. Именно в подростковом возрасте особая неприязнь к лицемерию, это то и губит часто детскую веру. Большое значение имеет и круг общения подростка, его увлечения вне школы, что по возможности нужно осторожно корректировать. Не даром, у нас поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься»!  Понятно, что не спрячешь ребенка от мира совсем, но и бросать его в мир абсолютно без присмотра ненужно тоже.

— Батюшка, сегодня дети все чаще сидят или под телевизором или под компьютером, как их оградить от той грязи, которой напичканы все эти современные атрибуты жизни?

— По апостолу Павлу – «все мне полезно, но ничто не должно обладать мною» —  это замечательная формула научает видеть и выбирать именно полезное для жизни и спасительное из всего, что нам предлагает мир сегодня. Если ребенок знает евангельские принципы оценки добра и зла, то он скоро сам отметет ненужное для себя. Можно при желании и игры компьютерные найти не настолько вредные и фильмы очень полезные. Мы даже рекомендуем мальчишкам обязательно заниматься спортом для укрепления себя как физически, так и духовно. Замечательное развитие дает и рукоделие, особенно девочкам. Главное – это уберечь от безделья и праздности. У нас, у священников с этим проще — дети принимают непосредственное участие в жизни храма – это обязательно богослужения, уборка алтаря и храма, ремонты на территории церкви, подготовки детских праздников, изготовление церковных свечей и многое другое. Весной у нас собираются прихожане вместе с детьми на уборку территории за оградой прихода и это все очень полезно для воспитания подростков. Замечательно действует на душу ребенка посещение больных, как взрослых, так и сверстников, помощь престарелым и немощным.

— Большая проблема сегодня подобрать крестных родителей для детей, какие нужно учитывать нюансы в этом?

— Выбор крестных родителей действительно сегодня становится проблемой, когда мы ищем воцерковленных – настоящих крестных, а не формальных. Здесь масса нюансов, на которые следует обратить внимание. Сначала следует ориентироваться по полу ребенка, как это было раньше: мальчику — давался «крестный», а девочке – «крестная». Сейчас чаще дают обоих, не зависимо от пола малыша, хотя это немаловажно будет с возрастом, когда юношеские проблемы проще разрешить в совете с «крестным», а девичие — с «крестной». Очень важно рассмотреть духовную жизнь будущих крестных, насколько они верующие и как живут по вере своей. Посмотреть следует и на опыт их воспитания своих собственных детей. Желательно, чтобы крестные были не совсем чужие люди для родителей ребенка. Надо помнить, что крестные родители – это не только «восприемники по вере» для малыша, а еще и важные помощники в воспитании его и христианском взращивании.

— Батюшка, опять задам вопрос, который мы уже неоднократно рассматривали, и который всегда волнует родителей. В каком возрасте лучше крестить ребенка?

— Давайте его перефразируем:  когда правильней начать ухаживать за деревцем, чтобы оно дало «добрые плоды»? Я думаю любой, здраво мыслящий родитель, жаждет увидеть добрые плоды своего воспитания и понимает, как важно не допустить зарастания души ребенка терниями. Чем позже, по нашему самомнению, мы допустим малыша к встрече с Божественной благодатию, тем труднее нам будет вести его ко Христу, надеясь только на самого себя. Как не может человек делать ни одного дела доброго без Бога, так и не может ни один родитель ничего доброго всеять в душу своего ребенка без Его помощи. Это безумие – ждать «способности малыша осознать глубину веры» и ничего не делать над его душой, имея под рукою животворящую силу Церкви! Ведь, что значит «не крестить ребенка в детстве»?! Это означает лишить его живого общения с Создателем, оставив, как сделали протестанты, только сухую теорию евангельских заповедей. Здесь не может учитываться свободная воля ребенка, вверенного Богом его родителям. Чем раньше мы приведем своего малыша ко Христу, тем раньше Он войдет в его сердце и жизнь! Другое дело, а как мы сами близки ко Спасителю и какой жизненный пример мы дадим малышу, кроме теоретических слов?! Для того, чтобы развеять мнение о ненужности крещения младенцев (а значит и всех других Таинств), я приведу слова только нескольких святых отцов Церкви.

    У св. Иустина Философа видим ясное свидетельство о Крещении младенцев: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их на Крещение». Об этом же читаем у св. Иринея Лионского. Он пишет, что Христос «пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются через Него для Бога: младенце , и детей, и отроков, и юношей, и старцев».

    В сочинении «О Церковной иерархии» св. Дионисий Ареопагит приводит важное суждение: «Божественные наставники наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев

под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения».

    Ориген называет обычай крестить младенцев апостольским преданием: «Церковь приняла предание от Апосотлов преподавать Крещение младенцам». На Карфагенских Соборах в 252 и 419 гг. был поднят вопрос о Крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости Крещения их. Святой Кипириан, епископ Карфагенский, писал от имени Собора (в 252 г.) еп. Фиду: «что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня; то это обстоятельство представилось нам на нашем соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле; напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией… Если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу , который, едвародившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». На VI Вселенском Соборе было определено крестить младенцев, если неизвестно крещены они были или нет, «да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею» (правило 84).

  Свт. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу … Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным» (Св.Григорий Богослов. Слово 40. На Святое Крещение).

 

— Отец Олег, известно предписание священноначалия нашей Церкви, о крещении «погружением» в специально устроенной баптистерии. Насколько это важно при крещении?

— Это не просто предписание, а норма крещения в православии, которую не мы придумали сегодня, а изначала установили Апостолы. В Церкви, как известно, нет ничего случайного. Я просто знаю, со слов взрослых, какие ощущения они испытывали при крещении полным погружением. Это ведь не просто символ омовения, а Таинство, в котором совершается перерождение души верующего в нового человека. И здесь, как мы, священники это выполним, так и впитает новый христианин в свою жизнь. Нас часто упрекают даже сектанты, за крещение так называемым католическим «обливанием», что, по моему мнению – недопустимо, кроме особых на то причин.

— Кода правильно начать приводить ребенка на таинство Покаяния?

— У каждого малыша есть свое время, когда он начинает не просто стыдиться собственных поступков, а искать способы их исправления. Вот если ребенок при повторении греха стал интересоваться причиной происшедшего, то он созрел для первой исповеди. Ведь мы, как правило, начинаем по привычке упрекать детей за ослушание, забывая, что они еще не увидели самого греха, кроме как расстройства и недовольства родителей. Задача родителей как раз и состоит в том, чтобы ребенок уяснил — «почему это плохо». Наступает такое время для детей в 6-8 лет, иногда даже и позже. Не нужно усложнять первую исповедь малыша выписками из книжек для взрослых с перечнем грехов. Все очень просто: «кайся в том, за что было стыдно». Остальное священник обычно сам помогает и расспрашивает. Главное не приучить ребенка к формализму, а дать ему почувствовать рану от греха в душе, которая у них очень отзывчивая и ранимая.

— Еще, батюшка, один вопрос, насколько важно наречение малыша по святцам сегодня и нужно ли менять имя при крещении малыша?

— Раньше действительно была традиция давать имя рожденному младенцу по имени святого, празднуемого в этот день в православном календаре. Тем самым родители, как бы доверяли Богу и Его угоднику жизнь рожденного, по смирению своему перед промыслом Бога. Это прекрасная традиция, которая и сегодня многими сохраняется. Я думаю, назвать по святцам замечательным христианским именем младенца – это уже начало добродетели. Здесь, и в суеверия не надо уходить, думая о «повторении судьбы» святого. И, пренебрегать значением влияния святого на жизнь его соименника, тоже не стоит. Ребенку гораздо легче будет духовно сродница с примером христианской жизни того святого, который близок к нему по дню его появления на свет. Что касательно изменения имени при крещении, то это необходимо только при нехристианском именовании от рождения, тогда имя мы подбираем вместе с родителями или по святцам, или созвучное прежнему.

 Христианство и язычество.doc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *